Условие граничного трения

Обращает на себя внимание принципиальное отличие температурных кривых момента трения для сплавов с графитом и для сплава Al + 3% Si без графита. Что при нагрузке 400 кГ/см2 для сплава Al + 3% Si+ 2% графита при нагреве масла до 220 °С макросхватывание вообще не наблюдается. Для данного сплава без графита началу резкого повышения момента трения соответствует температура 95 °С и при 105-110°С наступает схватывание. Для сплава с графитом при этих температурах наблюдается временный пик коэффициента трения, величина которого зависит от содержания графита и условий приработки. Наличие пиков на термических кривых коэффициента трения сплавов с графитом свидетельствует о том, что в момент начала схватывания металлической основы сплава происходит перенос графита на сопрягаемые трущиеся поверхности с образованием защитной пленки и процесс схватывания прекращается. Дальнейшее повышение температуры приводит к снижению и стабилизации коэффициента трения на уровне, соответствующем величине коэффициента трения при жидкостном трении. Это связано с высокой адгезионной способностью графита по отношению к маслу, что обеспечивает сохранение сплошности масляной пленки до более высоких температур масла. Повышение момента трения для сплава с графитом начинается с температуры 165-170 °С и при температуре масла, равной 190- 200 °С, коэффициент трения достигает максимума. Дальнейшее повышение температуры масла приводит к некоторому уменьшению коэффициента трения и стабилизации его на уровне 0,06-0,08. При этих температурах роль смазки выполняет, только графит.

Результаты исследования влияния графита на схватывание опытных сплавов с закаленной сталью в зависимости от количества графита и удельного давления. Из рисунка видно, что уже незначительные добавки графита резко повышают условную температуру схватывания и при содержании графита свыше 1-2% дальнейшего улучшения сопротивляемости схватыванию не происходит.