Автоклавированный аэрированный бетон

Некоторые называют автоклавированный аэрированный бетон (ААБ) почти идеальным строительным материалом. Он был запатентован шведским архитектором в 1924 году, материал ААБ состоит из таких ингредиентов, как портландский цемент, известняк, песок, зольная пыль, вода и алюминиевая стружка. Этот материал обладает свойствами сохранения энергии внутри помещения, оказывает длительное сопротивление огню, в нём не заводятся термиты. Материал можно легко обрабатывать вручную стамеской.

Европейские строители давно признали этот материал и построили из него миллионы домов, но попытки представить его американцам долго терпели неудачу до того момента, когда на первые позиции вышла забота об окружающей среде и высокие цены на нефть. Примерно 40 градусов в тени. Разработчик Крис Поат из Северной Флориды шагает по улице прямо к незавершённому строению. Внутри здания заметно прохладнее, а шум с улицы еле слышен через 20-сантиметровые бетонные панели ААБ, укреплённые стальными балками. Панели сделаны немецким производителем Hebel. Это производство образовалось в 1996 году, когда немецкая компания открыла в Соединённых Штатах свой завод по изготовлению панелей ААБ. Конкурирующая компания Ytong открыла производство на год позже, в 1997 году. Владелец дома Ричард Грэмаер долгое время планировал построить дом из материала ААБ. «Я читал об этом материале много лет назад, но он был недоступен в нашей стране, его здесь не делали, — говорит он. — Мой приятель заказал однажды кораблём продукцию компании Hebel и тогда я сделал то же самое. Я так обрадовался, когда увидел значок этой компании».

Боб Шалдс, инженер-консультант Ассоциации Портландский цемент, который уже много лет изучает историю и производство материала ААБ, считает, что распространению материала ААБ в Соединённых Штатах препятствовало главным образом нежелание разработчиков пойти на эксперимент и поменять привычный ритм строительства и освоить новые навыки. Однако если понаблюдать за работой каменщика Марка Хариссона, сложно представить себе, почему сложилась такая ситуация.

«Это легко», — говорит он, отрезая панель на блоки нужного размера и складывая их к стене строящегося дома Криса Поата. Хариссон кладёт стамеску, чтобы взять очередную панель. Хотя панель гораздо длиннее обычного бетонного блока, она почти на треть легко его. Хотя и довольно громоздкая. Хариссон несёт её обеими руками. Американские каменщики привыкли брать сразу несколько бетонных панелей, причём одной рукой. Хариссон не против поднимать панели и двумя руками, но, похоже, что некоторые каменщики с трудом расстаются с этой привычкой.