Исследования

Сопрягаемая с образцом поверхность контртела обрабатывалась до 8-го класса чистоты. Удельное давление на поверхности контакта при нагрузке 150 кГ и площади поверхности 2 см2 составляло 75 кГ/см2. Скорость скольжения была равна 0,63 м/сек. Температура в зоне контакта при трении образцов из стали марок 20, 35, 45 и 40Х не превышала 90 °С, а для стали У8А -135 °С.

Исследования показали, что износостойкость образцов в значительной степени зависит как от структуры материала, так и от усилия обкатывания. Для каждой марки материала и вида структуры существует определенное оптимальное усилие, обеспечивающее наибольшую износостойкость обкатанных образцов при трении скольжения. При увеличении, например, усилия обкатывания до 50 кГ износостойкость обработанной поверхности отожженных образцов из стали 20 повышается. При дальнейшем возрастании усилия обкатывания износостойкость образцов падает и при усилии 100 кГ их износ достигает значения износа необкатанных образцов, т. е. процесс обкатывания в этом случае не повышает износостойкости поверхности. С повышением же усилия обкатывания до 200 кГ износ обкатанных образцов увеличивается, превосходя износ необкатанных.

Подобная закономерность влияния усилия обкатывания на износ обработанной поверхности, наблюдаемая у всех исследованных материалов, объясняется тем, что с возрастанием усилия обкатывания до некоторого оптимального значения увеличивается наклеп поверхностного слоя, в котором появляются остаточные напряжения сжатия, способствующие повышению износостойкости обкатанной поверхности. При дальнейшем повышении усилия обкатывания появляются микроразрушения вследствие перенаклепа поверхностного слоя, уменьшающие его прочность. Износостойкость таких поверхностей падает по мере повышения степени пластической деформации при обкатывании.

Чистота обработанной поверхности также зависит от усилия обкатывания, причем существует определенное оптимальное усилие, при котором получается наилучшая чистота обработки. Оптимальное с точки зрения износостойкости усилие обкатывания на 15-20 кГ меньше усилия, при котором еще достигается наилучшая чистота обкатанной поверхности.