Алюминиево-оловянистые и алюминиево-свинцовистые сплавы

В данной работе ставилась цель оценить протнвозадиркые, механические свойства и износостойкость литых алюми-ниево-графитовых сплавов композиционного типа. Были изготовлены опытные алюминиево-кремнистые сплавы А1 + 3% Э1 с различным содержанием графита в интервале концентраций 0,2-10%. Сплавы готовились по методу приготовления литых композиционных материалов. Испытательные образцы изготавливались из отлитых в кокиль заготовок, Механические свойства сплавов определялись стандартными методами. Испытания противозадирных свойств сплавов проводились на машине СМЦ-2 по схеме трения частичного вкладыша из испытуемого материала о вращающуюся стальную цапфу-ролик диаметром 50 мм при скорости вращения 500 об/мин (линейная скорость 1,31 м/сек). Смазка поверхностей скольжения осуществлялась путем захвата масла роликом, погруженным в масляную ванну (масло Д-11).

Вал-ролик изготавливался из стали 45, термически обработанной (закалка и отпуск) с твердостью 48-52 HRC. Поверхность трения роликов предварительно шлифовалась и затем полировалась до достижения 9-го класса чистоты.

Для исключения случайных факторов производилась тщательная приработка образцов на предельно возможной нагрузке машины (до 500 кГ), что при рабочей площади образцов 1,25 см2 составляло максимальное удельное давление — 400 кГ/см2. Окончание приработки определялось по стабилизации момента трения, величина которого записывалась на диаграмму в течение всего испытания.

Условие граничного трения, при котором проявляется схватывание металлов, создавалось при определенных удельных нагрузках (200, 300 и 400 кГ/см2) путем нагрева масла со скоростью 8 °С/мин. При нагреве масла сначала наблюдалось некоторое уменьшение момента трения вследствие улучшения смазочной способности масла в результате его окисления и полимеризации, затем при более высоких температурах масло теряло смазочную способность, сплошность масляной пленки нарушалась и происходило резкое увеличение момента трения. Характер кривых изменения момента трения при этих испытаниях. За характеристику сопротивления схватыванию нами условно принималась температура, при которой коэффициент трения возрастал до 0,05.